Слухи


Слухи
процесс распространения предметных сведений по каналам межличностного О. Наряду с описываемыми событиями (реальными или воображаемыми) содержание С. отражает также обществ. мнение и настроение, стереотипы и установки аудитории. Поэтому изучение и составление баланса С. обеспечивает исследователя (психолога, социолога) ценными разносторонними данными о состоянии и динамике социально-психол. реальности. Вместе с тем циркулирующие С. служат самост. фактором формирования мнений, настроений, установок и т. о. опосредованно влияют на идеологические, полит. и эконом. процессы. С. принято классифицировать по 2 основным параметрам: экспрессивному и информационному. По типу эмоциональных реакций, выраженных содержанием С. (экспрессивный параметр), выделяются: С. - желание, С. - пугало, агрессивный С. По степени достоверности содержания (информационный параметр) С. выстраиваются в шкалу от ложных до близких к действительности; в ряде случаев содержание С. оказывается достовернее сведений из официальных источников и каналов массовой информации. Тем не менее, содержание С., циркулирующего в рамках широкой и политически значимой аудитории, не бывает полностью достоверным, потому что в процессе распространения сюжет подвергается закономерным изменениям: одни детали исчезают (сглаживание), другие гиперболизируются (заострение) или видоизменяются, приспосабливаясь к актуализированным стереотипам и установкам (адаптация). Основные факторы циркуляции С.: интерес аудитории к предмету и дефицит субъективно надежной информации. Второй фактор, в свою очередь, определяется соотношением количества, доступности официальных сообщений и доверия к источнику сообщений. Возникающий вследствие неудовлетворенного интереса информационный вакуум заполняется спонтанно или целенаправленно. Знание причин и закономерностей распространения С. помогает формировать «слухоустойчивую» информационную среду, а также оперативно ликвидировать нежелательные С. Лит.: Беззубцев С. Слухи, которые работают на вас. СПб., 2003; Горбатов Д. С. Сплетничание как социально-психологический феномен // Психол. журн., 2009, № 1; Дмитриев А. В., Тощенко Ж. Т. Общественное мнение в системе информационно-психологической безопасности // Проблемы информационно-психологической безопасности (Сб. ст. и мат-лов конф.). М., 1996; Назаретян А. П. Психология стихийного массового поведения. Толпа, слухи, политические и рекламные кампании. Учеб. пособие. М., 2005; Шерковин Ю. А., Назаретян А. П. Слухи как социальное явление и как орудие психологической войны // Психол. журн. 1984. Т. 5. № 5. А. П. Назаретян

Психология общения. Энциклопедический словарь. — М.: Когито-Центр. . 2011.

Синонимы:

Смотреть что такое "Слухи" в других словарях:

  • Слухи — Слухи, сделки и ложь (Вавилон 5) Слухи, сделки и ложь Сериал Вавилон 5 Эпизод №. Сезон 4 Серия 13 Авторы сценария Джозеф Майкл Стражински Режиссёр Майкл Вейяр Производство  413 …   Википедия

  • слухи — специфический вид межличностной коммуникации, в процессе которой сюжет, до известной степени отражающий нек рые реальные или вымышленные события, становится достоянием обширной диффузной аудитории. Наряду с описываемым событием С. отражают также… …   Большая психологическая энциклопедия

  • Слухи —  Слухи  ♦ Rumeur    Анонимные разговоры, исполненные смысла. Значит, слух – это то, что кто то сказал. Но кто же? А никто не сказал. Все говорят. У слуха нет определенного субъекта, вернее, его субъект – безличная и неопределенная толпа. Поэтому… …   Философский словарь Спонвиля

  • Слухи — вид коммуникации, в процессе которого вызывающая повышенный интерес информация разной степени достоверности, с трудом поддающаяся проверке, быстро передается людьми друг другу и становится достоянием широкой аудитории. По английски: Rumour См.… …   Финансовый словарь

  • слухи — см. молва Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011. слухи сущ., кол во синонимов: 18 • …   Словарь синонимов

  • Слухи — информация, передаваемая по неформальным каналам сообщения …   Словарь терминов антикризисного управления

  • СЛУХИ — англ. rumour; нем. Geruchte. Особый вид коммуникации, в процессе к рого информация разной степени достоверности и вызывающая повышенный интерес становится достоянием широкой аудитории. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 …   Энциклопедия социологии

  • слухи — Базарные (разг.), баснословные (устар.), беспокойные, беспочвенные, будоражные (разг.), вздорные, глухие, гнетущие, двусмысленные, дурные, запечные (устар.), зловещие, злые, кухонные (разг.), ложные, настойчивые, невероятные, невнятные, недобрые …   Словарь эпитетов

  • Слухи — открытые проемы в шатровом покрытии колоколен, обрамленные наподобие оконных проемов наличниками... Источник: СП 31 103 99. Здания, сооружения и комплексы православных храмов (принят Постановлением Госстроя РФ от 27.12.1999 N 92) …   Официальная терминология

  • слухи — Информация, передаваемая по неформальным каналам сообщения. [http://tourlib.net/books men/meskon glossary.htm] Тематики менеджмент в целом EN grapevine …   Справочник технического переводчика

  • Слухи — открытые проемы в шатровом покрытии колоколен, обрамленные наподобие оконных проемов наличниками. Источник: МДС 31 9.2003: Православные храмы. Том 2. Православные храмы и комплексы. Пособие по проектированию и строительству …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Книги

Другие книги по запросу «Слухи» >>